История успеха

В данной статье Вы узнаете об одной интересной истории успеха в бизнесе

В бизнесе уже более 15 лет. И за это время, конечно, были и взлеты и падения. Начиналось все с общественной деятельности в Ростове-на-Дону, а сейчас в моих активах семь бизнес проектов, которые развиваются практически автономно и не требуют особых внешних инвестиций. Направления самые различные: начиная от юридических услуг до доставки еды.  Но за последний год произошло столько изменений в технологиях и IT, сколько не происходило, наверное, за последние лет десять. И вот под давлением этих изменений, я решил попробовать себя в онлайн бизнесе. Про то, как наладить и развить бизнес я знаю все, поэтому решил, что новая сфера не будет для меня особо сложной. Тем более команда моих аналитиков провела глубокий анализ рынка, где по оценкам буквально за год можно было быстро захватить сегмент и, в скором времени, вспоминать о проекте только по праздникам.

В данной сфере преобладали офлайн ритейлеры, поэтому вывод о том, что онлайн их поглотит, был оправдан, тем более в 2016 году. Все начиналось отлично, как я и привык делать, сначала собрал команду, затем вложил средства для старта и начал привлекать инвестиции. В 2016 году агрегатор доставки еды «Хочу-поесть» запустился в России, но за год упорной работы ничего не произошло. Все деньги, которые были инвестированы в проект от других именитых компаний и частных лиц – были потрачены впустую. А это было ни много ни мало 8 млн долларов. В начале 2017 года стало ясно, что проект попал на тот самый крючок рекламы, когда ты получаешь заказы только до тех пор, пока вкладываешься в нее. Как только снижаешь рекламные траты, то сразу заказы прекращаются. Меня это не устраивало, ведь ожидаемого результата не было получено, факт того, что не смогу выйти в «плюс» еще долго, меня угнетал. Набранный штат сотрудников, конечно, почувствовал мое настроение, и кто-то сразу ушел в поисках «счастья», кто-то сделал вид, что работает на результат и перспективу, но, тем не менее, проект начал медленно умирать.

В голове возникали мысли, что, мол, IT-индустрия это не мое и надо понемногу «сворачивать лавочку». Взял небольшой тайм-аут, чтобы подумать, поднабраться больше знаний в онлайн-бизнесе и сделать еще один рывок. В тот момент мне посоветовали прочесть книгу, которая в США стала бестселлером еще 8 лет назад, а сейчас стала настольной книгой многих успешных предпринимателей в РФ. «Стратегии голубого океана» произвела на меня такое впечатление, что я не только восстановил работу агрегатора доставки еды, но и развил вместе с ним еще три параллельно.

Мы с командой сделали все наоборот и это сработало! Было принято решение – сначала спросить у целевой аудитории, как им нравится заказывать еду, потом спросить у ресторанов, как им нравится принимать заказы на доставку. Так, во многих городах о нас узнали еще до открытия сервиса. Практически каждый человек, просматривающий запись с опросом, принимал в нем участие. На тот момент информация была для меня дороже всего. И мы ее получили при помощи такого банального средства обратной связи. Нам прислали множество ответов. Например, мы узнали, что задержка доставки часто происходит из-за отсутствия синхронизации агрегаторов с системой заказов ресторанов. Как раз, поэтому клиенты и не любят пользоваться сервисами доставки еды, так как слишком много времени уходит на выбор блюд и поиск любимых ресторанов. Также опрос показал, что больше всего пользователей раздражают псевдо-бонусы, которые якобы экономят деньги на доставке, но на деле 1000 бонусов могут оказаться всего лишь бургером за 70 р.

Но это было только начало. После того, как мы структурировали работу агрегатора доставки еды, было запущено новое направление, которое стало инновационным для России и спасательным кругом «Хочу-Поесть», к тому моменту наше название уже начали узнавать. Мы привлекли достаточно инвестиций и перестали это делать.

Когда я понял, как все устроено в онлайн бизнесе, было принято решение отказаться от инвестиций вовсе и продвигать проект через продажу франшиз. Аукцион стартовал еще до официального открытия Хочу-Поесть. Почему? На этот вопрос лучше ответят цифры. На первом этапе франшизу продавали за символическую сумму в 12 000 рублей в марте 2017 года, а на четвертом этапе тестирования сайта эта сумма составила уже 230 000 рублей. На пятом, завершающем этапе, стоимость составляла 470 000 рублей, но свободных городов уже почти не осталось даже на четвертом. С франчайзинговыми городами агрегатор вырастает по территории охвата, следовательно, автоматически вырастает в цене, а, значит, каждый вложенный доллар точно превратится в 2 или останется на том же уровне, но точно не снизится при очередных раундах инвестиций. Примеров же, когда первичные вложения инвесторов значительно падали предостаточно. Фактически все франшизы уникальны и не имеют аналогов. «Хочу-Поесть» стал пилотным проектом, который показал мне все риски и крутые повороты, следом за ним запустились еще два агрегатора, которые идут уже намного легче: В-АВТОСЕРВИСЕ – агрегатор сервисов по ремонту автомобилей, где собраны все автомастерские города и Place-Tech — новая агрегаторная платформа по аренде спецтехники (компания была куплена в декабре 2017 года) в этом проекте первые франшизы были проданы партнерам на стадии идеи по коммерческому предложению на одном листе бумаги. К моменту открытия платформы, которая ожидается в марте 2018 года останется не более 10% потенциально интересных городов, стоимость франшизы в которых будет неприлично высока, но как показала практика, деньги, вложенные франчайзи быстро окупаются.

Конечно, аналоги есть и на этом рынке. Так, например, мы нашли франшизу StroiTaxi. Правда, данная компания позиционирует себя как диспетчерская, и никакой автоматизации на сайте и в приложении нет, поэтому рассматривать ее как агрегатора нельзя. Place-Tech же будет находить строительную технику, которая расположена рядом с объектом за считанные минуты, чем обеспечит 100% загрузку ее владельцам с минимальной потерей на пробеге.

Сами же инвесторы полагают, что диверсификация агрегаторного бизнеса в совмещении форматов масштабирования очень интересный шаг не только по снижению рисков, но и по окупаемости инвестиций. Рассмотрим, например, одну из стратегически ошибок Uber, когда отсутствие подушки финансовой безопасности, привело к продаже концерна на территории РФ Яндексу.

Резюмируя, могу сказать, что начал я с неудачной попытки реализации себя в IT-бизнесе, а стал первым в России франчайзором агрегаторов. Сейчас я уже стараюсь не вспоминать о том, как компания справлялась с кризисом, как это все происходило, какая атмосфера царила в офисе. Люди уходили, бежали, не хотели работать, не видели дальнейших перспектив у проекта. Говорили, что все, деньги потрачены впустую. Раньше делали как, создавали бренд, продукт, зарабатывали имя и потом уже, как авторитетная компания продавала права на уже сформированный бренд. А я уже имел знакомых и партнеров по другим проектам, которые были готовы развивать агрегаторы бок о бок со мной. Такой подход для России уникальный, ни один бизнес не развивался подобными действиями. И сейчас я, конечно, благодарен тем людям, которые просто поверили мне на слово, и пошли со мной. Компания – это люди, а управление – это опыт.
Евгений Шельмин Владелец компании ООО «Франшиз девелопмент рус» Генеральный директор агрегатора доставки еды Хочу-Поесть.рф, агрегатора автосервисов В-АВТОСЕРВИСЕ, агрегатора спецтехники Place-Tech.

 

Отдел маркетинга Хочу-поесть.рф

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

No tags for this post.